Красносулинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 12
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«Давайте дружить»
(социально-педагогическое)
Педагог дополнительного образования
Горбачева Гульнара Аяддиновна
Место проведения занятий: МБОУ СОШ № 12
2020-2021
Пояснительная записка
1.Планируемые результаты.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Этика вэаимоотношений» позволит сформировать у обучающихся следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:
Личностные:
- формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;
- формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
- развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
- активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.
Регулятивные:
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
- сличать собственные действия с заданным эталоном;
- планировать свою деятельность.
Коммуникативные:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:
– уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения
2. Содержание программы (71 час).
Данная авторская программа разработана как программа одного из видов кружков дополнительного образования) в условиях реализации ФГОС, ориентирована на обучающихся 4-5 класcов, будет реализована в объёме – 71 час.
Раздел 1. Знакомство
Что такое этикет. Знакомство. Этикетные правила знакомства. Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»
Раздел 2. Правила общения в гостях
Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».
Сюжетно-ролевая игра в “гости”.
Раздел 3.Правила приветствия и прощания
Утреннее приветствие. Прощание перед сном.
Раздел 4. О вежливости
Об уступчивости. Вежливая просьба, вежливый отказ.
Практическая часть
Словесно-ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.
Раздел 5. Культура общения в общественных местах
Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.
Раздел 6. Этикет
Этикет. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Игры и развлечения.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Поиграйка!»
Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».
Сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.
Раздел 7. Общение с прекрасным
Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).
Раздел 8. Правила общения в моей жизни
Как писать письма, поздравления.
Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. Культура общения с телом– гигиена. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение. Итоговое занятие.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».
Подвижные игры.
Коммуникативный тренинг «Культура общения в разных ситуациях».
Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения».
№
п.п. |
Содержание курса |
Кол-во
часов |
1 |
Знакомство. |
8 |
2 |
Правила общения в гостях. |
8 |
3 |
Правила приветствия и прощания. |
8 |
4 |
О вежливости. |
8 |
5 |
Культура общения в общественных местах. |
8 |
6 |
Этикет. |
7 |
7 |
Общение с прекрасным. |
8 |
8 |
Правила общения в моей жизни. |
8 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п.п. |
Дата |
Тема |
Количество часов |
1. |
03.09 |
Что такое этикет. |
1 |
2. |
07.09 |
Знакомство. |
2 |
3. |
10.09 |
Этикетные правила знакомства. |
1 |
4. |
14.09 |
Поведение за столом. |
2
|
5. |
17.09 |
У тебя в гостях друг. |
1 |
6. |
21.09 |
Поведение в гостях. |
2 |
7. |
24.09 |
Чем занять гостя. |
1 |
8. |
28.09 |
Прощание с гостем. |
2 |
9. |
01.10 |
Ролевая игра в “гости”. |
1 |
10. |
05.10 |
Утреннее приветствие. |
2 |
11. |
08.10 |
Прощание перед сном. |
1 |
12. |
12.10 |
Об уступчивости. |
2 |
13. |
15.10 |
Вежливая просьба. |
1 |
14. |
19.10 |
Вежливый отказ. |
2 |
15. |
22.10 |
Ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”. |
1 |
16. |
26.10 |
Поведение в общественном транспорте. |
2 |
17. |
29.10 |
Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. |
1 |
18. |
02.11 |
Поведение в поликлинике, парикмахерской. |
2 |
19. |
05.11 |
Поведение в детской библиотеке. |
1 |
20. |
09.11 |
Поведение в магазине. |
2 |
21. |
12.11 |
Поведение в общественных местах. |
1 |
22. |
16.11 |
Этикет. |
2 |
23. |
19.11 |
Основные правила знакомства. |
1 |
24. |
23.11 |
Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. |
2 |
25. |
26.11 |
Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. |
1 |
26. |
30.11 |
Нормы поведения дома. |
2 |
27. |
03.12 |
Чем занять гостя. Игры и развлечения. |
1 |
28. |
07.12 |
Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. |
2 |
29. |
10.12 |
Как слушать музыку. |
1 |
30. |
14.12 |
Красота – сестра добра и разума. |
2 |
31. |
17.12 |
Умение понимать другого. |
1 |
32. |
21.12 |
Как писать письма, поздравления. |
2 |
33. |
24.12 |
Искусство одеваться. |
1 |
|
|
|
|
34. |
11.01 |
Мода. |
2 |
35. |
14.01 |
Одежда в школе и дома. |
1 |
36. |
18.01 |
Поведение в общественном месте. |
2 |
37. |
21.01 |
Выработка правил поведения. |
1 |
38. |
25.01 |
Культура общения с телом – гигиена. |
2 |
39. |
28.01 |
Поведение в лесу. |
1 |
40. |
01.02 |
Общение с природой. |
2 |
41. |
04.02 |
Мое поведение. |
1 |
42. |
08.02 |
Культура общения. |
2 |
43. |
11.02 |
Общение с природой |
1 |
44. |
15.02 |
Каникулы с пользой! |
2 |
45. |
18.02 |
Быть воспитанным - что это значит? |
1 |
46. |
20.02 |
Мы в ответе за нашу планету. |
2 |
47. |
25.02 |
Нравственные ценности жизни
|
1
|
48. |
01.03 |
Компьютер в жизни школьника.
|
2
|
49. |
04.03 |
Друг – это тот, кто всегда рядом. |
1 |
50. |
11.03 |
Мои таланты и увлечения |
1 |
51. |
15.03 |
Символы России |
2 |
52. |
18.03 |
Если хочешь быть здоров, закаляйся! |
1 |
53. |
22.03 |
Действия в случае возникновения ЧС. |
2 |
54. |
25.03 |
Единством славится Россия |
1 |
55. |
29.03 |
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. |
2 |
56. |
01.04 |
Мама- это слово святое. |
1 |
58 |
05.04 |
Правила на всю жизнь. |
2 |
59 |
08.04 |
Наши бабушки, бабулечки, бабуленьки. |
1 |
60 |
12.04 |
Наши дедушки, дедулечки, дедуленьки. |
2 |
61 |
15.04 |
Отношения с сестрами и братьями. |
|
62 |
19.04 |
Родственные отношения. |
2 |
63 |
22.04 |
История улиц моего города
|
1
|
64 |
26.04 |
Круглый стол «Речь и этикет».
|
2
|
65 |
29.04 |
Мой блестящая школа!
|
1
|
66 |
06.05 |
День птиц. |
1 |
67 |
13.05 |
День космонавтики. |
1 |
68 |
17.05 |
День Победы –главный праздник россиян. |
2 |
69 |
20.05 |
Впереди каникулы. |
1 |
70 |
24.05 |
Как провести каникулы с пользой. |
2 |
71 |
27.05 |
Лето-это маленькая жизнь. |
1 |
|
|
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
Программа
психолого - педагогического сопровождения
детей группы риска
МБОУ СОШ №12
г. Красный Сулин
2020 г
Актуальность программы
Данная программа написана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010г., с
изменениями и дополнениями утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29 декабря 2014г.
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств (ПАВ).
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое
здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы
управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности детей «группы риска», также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, педагога-психолога, уполномоченного по защите прав ребенка, работников ПДН, КДН и ЗП, учреждений дополнительного образования.
Кого мы относим к «группе риска».
Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
· дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
· дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
· дети из неблагополучных, асоциальных семей;
· дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
· дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.
Причины попадания детей в «группу риска»
Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.
Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:
· пьянство одного или обоих родителей;
· асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
· устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
· сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
· убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
· отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
· оставление малолетних детей одних без пищи и воды;
· отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
· побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с нашими учащимися является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают:
1) Низкий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
2) Отсутствие воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей.
3) Высокий уровень подавления и насилия.
4) Хаотичность в воспитании.
5) Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
6) Защиты прав и интересов ребёнка, оказания комплексной помощи.
Цель программы.
Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение их прав.
Задачи программы:
1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.
2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений.
3. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
4. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
5. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
6. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
7. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
8. Прививать уважение к членам школьного коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в классном коллективе.
9. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.
10. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 6,5 -18 лет (1-11 классы).
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 5 лет, в течение 2020-2025 года.
Отличительные особенности программы.
· Тесное взаимодействие с обучающимися.
· Сотворчество педагогов и детей.
· Развитие детской инициативы.
· Способность педагогов к неформальному общению.
· Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
· Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
· Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и сотрудников представительских органов.
Полученные результаты и способы их оценки.
Программа находится в стадии реализации. Для апробации программы выбрали детей, поставленных на учёт в ПДН, ВШК, КДН и ЗП, опекаемых, и относящихся к «группе риска». Был разработаны рабочие планы педагога психолога, уполномоченного по правам ребенка, для реализации программы. В течение сентября-октября, проводится диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования выявляются отклонения в поведении. На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская работа, как с педагогами, так и с детьми параллельно. При этом проводится обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних с заполнением актов ЖБУ. Ведется комплексная коррекционная работа: беседы, диспуты (с участием детей (группы риска»), деловая игра, спортивные игры с участием учащихся и педагогов, а также тренинги. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты и способы оценки.
· Выявление основных причин появления детей «группы риска».
· Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
· Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
· Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
· Повышение обученности и уровня физической подготовки данной группы детей.
· Снижение количества детей асоциального поведения.
· Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Этапы реализации программы:
Первый этап - организационный (анализ состояния в группе, непосредственное планирование, согласование планов).
Второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
Диагностика.
1. Информация об учащихся (сбор сведений; акты; характеристика; социальный паспорт класса)
2. Информация о семьях (сбор сведений, акты)
3. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
4. Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
5. Списки учащихся состоящих на разных видах профилактического учета
6. Списки учащихся уклоняющихся от учебы (пропуски без уважительной причины)
7. Папка классного руководителя
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия.
1. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
2. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.
3. Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
1. Работа с семьей;
2. Работа с учащимися;
3. Работа с педагогами;
4. Организация досуга детей.
1. Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение педагогов для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и педагогами;
-разработка основных правил семейного воспитания в группе;
-способствовать созданию комфортных условий в группе для развития личности ребенка.
Формы работы с семьей:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);
-психокоррекционная работа - консультация (оказание помощи в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ГПДН и др.) для бесед с педагогами и детьми.
Принцип реализации работы:
- анкетирование;
-опрос детей;
-совместные праздники, родитель -ребенок;
-творческие выставки
Основные направления работы:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и города;
- формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок, выполнение творческих заданий;
-организация работы педвсеобуча для родителей на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления».
2. Работа с учащимися.
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работу;
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность учащихся, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы:
- групповая работа, тренинги, дискуссии, беседы, ролевые игры;
- просмотр и обсуждение кинофильмов;
- индивидуальные консультации, тесты;
- конкурсы, праздники.
3. Работа с педагогами.
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- расширить знания о роли педагогов в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних;
- дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей;
- проведение тренингов и встреч с представителями ЦПиК.
4.Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи наркотикам – НЕТ! Скажи жизни – ДА!»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия.
Профилактика правонарушений
1. Беседы по факту.
2. Операция "Внимание, дети".
3. Акция "Детям - заботу взрослых".
4. Лекции специалистов, классные часы.
5. Спортивные мероприятия «Мы выбираем спорт!»
6. Смотр-конкурс информационных стендов, листовок "Профилактика асоциальных явлений".
7. Кинофильмы "Вредные привычки".
8. Флешмобы «Скажи жизни ДА!», «Мы за ЗОЖ!»
Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы.
1. Выступления на педсоветах, родительских собраниях, совете школы, с информацией о состоянии преступности.
2. Профилактика употребления ПАВ.
3. Организация летнего отдыха.
4. Трудовая занятость трудновоспитуемых на каникулах.
Контроль
1. Подготовка материалов на неблагополучные в ПДН, КДН и ЗП.
2. Совместная работа с инспектором по охране прав детства.
3. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий.
4. Совещания при директоре.
5. Методические семинары.
Психологическое сопровождение.
1. Специально - коррекционные занятия.
2. Индивидуальные консультации.
3. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
4. Диагностические методики:
· Опросник Айзенка
· Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения
· Цветовой тест М. Люшера
· Карта психологической характеристики личностного развития подростка
Организация педагогической помощи.
1. Создание благоприятных условий для развития личности детей «группы риска».
2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся «группы риска». Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома изгоя".
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи детям «группы риска» в выполнении общественных поручений.
4. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
5. Оказание педагогической помощи педагогам и родителям школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи (по согласованию с детской больницей)
1. Проведение систематического диспансерного осмотра врачами школьников, в том числе и детей «группы риска» с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
3. Половое просвещение подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи.
1. Изучение психологического своеобразия детей «группы риска», особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, заболевания родителей и т.д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с детьми «группы риска» с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени учащихся.
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема детей «группы риска». С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у детей "группы риска" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Именно поэтому, для обучающихся школы, работает огромное количество бесплатных кружков, которые они могут посещать во внеурочное время. Спортивные секции: «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», спортивный зал Богатырь.
Список литературы
1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
6. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
7. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
8. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
9. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
10. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
11. Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись», 2010
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№п/п |
Мероприятия |
Ответственный |
Сроки проведения |
1 |
Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.
Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных |
Педагог- психолог, классные рук. |
Сентябрь, октябрь |
2 |
Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска» |
Педагог- психолог |
В течение года
|
3 |
Тренинг: « Навыки общения». |
Педагог- психолог |
В течение года |
4 |
Изучение опыта педагогов на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» |
Зам. директора по ВР.
Уполномоченный по правам ребенка |
В течение года
|
5 |
Контроль за дозировкой домашнего задания |
Зам. директора по УВР |
В течение года
|
6 |
Оформление классных уголков здоровья |
Зам. директора по ВР
Актив класса |
1 раз в четверть |
8 |
Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения |
Психолог- педагог, уполномоченный по правам ребенка |
В течение года |
9 |
Адаптация учащихся 5 класса. |
Педагог- психолог |
Первая четверть |
10 |
Классные часы: «Насилие и закон», «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит? |
Классные руководители |
В течение года |
11 |
Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования |
Педагог- психолог |
1 раз в полгода |
12 |
Проверка сменной обуви.
Контроль за чистотой рук в столовой.
Контроль за курильщиками на территории школы.
Проведение профилактических бесед с детьми «группы риска» на темы:
1. Береги здоровье смолоду.
2. Табак и верзилу сведёт в могилу.
3. Вредные привычки.
4. Наше здоровье в наших руках.
5. Суд над вредными привычками.
6. Компьютер- враг или друг. |
Классные руководители, дежурный учитель |
В течение года
|
13 |
Игры: Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
1. Деловая игра: «Как устроиться на работу»
2. Правовая игра «Мой взгляд»
3. Игра «Школа безопасности» |
Педагог-организатор |
Декабрь,
Февраль,
Апрель |
16 |
Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»,
«Ты и твои права» |
Инспектор ПДН
Педагог-психолог |
Ноябрь,
Март |
17 |
Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей «группы риска» |
Классные руководители,
Педагог-психолог, |
Один раз в четверть
|
18 |
Проведение «Дней здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска» |
Зам. директора по ВР
Учитель физ. культуры |
1 раз в полугодие |
19 |
Акция: «Нет вредным привычкам!» |
Зам. директора по ВР
классные руководители, уполномоченный по правам ребенка |
Ноябрь |
20 |
Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?» |
Зам. директора по ВР |
Январь,
Март,
Май |
21 |
Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья |
Классные руководители |
1 раз в четверть |
22 |
Проведение физкультминуток во время уроков |
Учителя предметники |
В течение года |
23 |
Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов. |
Зам. директора по ВР |
В течение года |
24 |
Спортивно-оздоровительные мероприятия:
-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,
-кружках и секциях |
Зам. директора по ВР. |
В течение года |
25 |
Просветительская работа с учителями по теме: «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей». |
Педагог- психолог, уполномоченный по правам ребенка |
В течение года |
26 |
лектории: «Уют и комфорт в нашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?» |
Педагог-психолог |
В течение года |
27 |
Проведение семейных праздников: «Новогодний карнавал», «Масленица», «Солдатская каша» |
Классные руководители |
Февраль,
декабрь |
29 |
Профориентационная работа с учётом состояния здоровья. |
Педагог-психолог |
Третья четверть |
30 |
Лечебно-профилактические мероприятия по профилактике репродуктивного здоровья девочек |
Мед. работник, учитель биологии |
Октябрь, апрель |
31 |
Организация санаторно-курортного лечения и летнего отдыха детей асоциального поведения |
Педагог- психолог |
Один раз в четверть |